Правила виноделов: домашнее вино из ирги. этап второй

Содержание сахара и виды вина

Молодое вино из винограда относится к сухим. Часто оно кисловатое, не имеет необходимого вкусового букета, требует доработки. Более утончённым или сладким сухой напиток делают, добавляя обычный сахарный песок после завершения брожения в готовое домашнее вино.

Сколько сахара должно быть в вине, зависит от его вида. Исходя из его содержания, хмельные напитки относят к одной из групп:

  • до 0.3 % — сухое;
  • от 0.5 до 3% — полусухое;
  • от 3 до 8 % – полусладкое;
  • от 8 до 35 % – креплёное;
  • от 14 до 20 %– сладкое.

Из винограда

При производстве виноградных вин сахар обычно не добавляют. Естественной сладости в виноградных ягодах достаточно для брожения. В виноградный сок (сусло) могут добавить, при необходимости, только дрожжевые культуры.

Плоды винограда – это винный материал с достаточным для брожения количеством диких дрожжей.
Виноградный сахар в процессе жизнедеятельности дрожжей перерабатывается в спирт. В результате получается сухое вино, крепостью не выше 11%.

Содержание спирта в таком напитке определяет сладость винограда. Сладость виноградных ягод зависит от его сорта и условий выращивания. Чем суровее климатические условия региона, тем более кислыми будут ягоды винограда одного сорта. Для изготовления сухих вин сахаристость плодов должна быть от 15 до 20%.

Крепость вина можно довольно точно рассчитать по сахаристости сока (из 1% виноградного сахара выходит примерно 0,6% алкоголя).

Другие виноматериалы

А вот в другие плодово-ягодные винные заготовки, кроме дрожжей, приходится добавлять воду и сахар на начальной стадии производства. Сколько потребуется сахара для успешного брожения, зависит от кислотности и естественной сладости материала для вина.

Сладкий и более крепкий напиток (до 18%) можно получить, добавляя сахар порциями во время брожения плодово-ягодного сусла. Процесс брожения зависит также и от качества дрожжей.
Но многие виноделы вообще не добавляют сахар при производстве хмельного напитка из плодов и ягод, добиваясь, чтобы такое такой продукт, как и сухое вино из винограда, бродил только с добавлением дрожжей. Сахар начинают порционно добавлять, когда сухое вино готово. Многие специалисты считают, что такой метод даёт возможность получить напиток с гарантированными характеристиками и более яркими вкусовыми качествами.

Примерное количество сахара для:

  • ликёрных вин – 120–200 и выше г/л;
  • десертных вин (сладких) – 80–120 г/л;
  • полусладких вин — 30–80 г/л;
  • сухих вин – менее 20 г/л.

Такие пропорции применяются для виноградных и плодово-ягодных вин.

В готовые сухие вина сахар добавляют, когда необходимо улучшить их качество, повысить крепость, уменьшить кислотность или получить определённый вид напитка.

Таким образом, винодел сам определяет, какую технологию выбрать, когда и сколько добавлять сахара в домашнее вино.

Как часто снимать вино

Очищение вина от осадка напрямую зависит от сырья (например, яблоки, смородина, слива и тд.). Однако, имеется негласное правило, что фильтрация выполняется в тот момент, когда на дне емкости сформировался мутный слой в 3-5 см. Если вино отправлено для дальнейшего созревания, очистку производят 1 раз в 14 дней. Затем достаточно фильтровать жидкость 1 раз в месяц.

Важно! Вино считается полностью приготовленным, если на дне бутыли не формируется мутный слой. Также следует знать момент, что в процессе выдержки в бутыли могут сформироваться винные камни

Этот осадок не отфильтровывают на данном этапе, так как он говорит о 100% натуральности алкоголя. Также эти элементы не оказывают влияния на вкусовые характеристики вина, а удаляют их уже перед употреблением алкогольного напитка: вино просто переливают из тары в графин для подачи на стол

Также следует знать момент, что в процессе выдержки в бутыли могут сформироваться винные камни. Этот осадок не отфильтровывают на данном этапе, так как он говорит о 100% натуральности алкоголя. Также эти элементы не оказывают влияния на вкусовые характеристики вина, а удаляют их уже перед употреблением алкогольного напитка: вино просто переливают из тары в графин для подачи на стол.

Приготовление белых вин способом углекислотной мацерации

Бенар (1971) резюмирует результаты опытов, которые он провел в виноделии по белому способу, следующим образом. Углекислотная мацерация в течение 48 ч при температуре окружающей среды в бродильном отделении, по-видимому, достаточна для того, чтобы заметно усилить букет и вкус белых вин. В течение этого периода лучше не допускать никакого контакта между суслом-самотеком и виноградом через просвет у дна чана. После дробления и прессования проводят спиртовое брожение при максимальной температуре (20°С). В зависимости от района выращивания винограда и климатических условий этот способ можно дополнить подкислением, с тем чтобы получить достаточную кислотность вина, и сульфитированием с целью блокировать яблочно-молочное брожение. Внутриклеточное брожение усиливает (и искажает) признаки сорта винограда. Следует выбирать такие сорта, которые лучше подходят для этого вида виноделия. Опыты Фантоцци и Монтедоро (1971) показывают, что белые вина, получаемые путем углекислотной мацерации, обычно более маслянистые и более бархатистые, более желтого цвета; они могут подвергнуться большему побурению; аромат их выражен сильнее, но ему не хватает тонкости. С помощью   этого способа можно предусмотреть повышение тельности белых вин вместе с такими операциями, как повышение кислотности, сульфитирование, удаление полифенолов, ответственных за пожелтение, и т. д. Были также исследованы возможности выработки сладких натуральных вин с углекислотной мацерацией (Бенар и сотрудники, 1972). При этом были отмечены роль температуры, трудность приостановки брожения спиртованием, малая экстрактивность.

  • Назад

  • Вперёд

Почему возникает осадок в вине

Прежде всего стоит для себя уяснить, что твердый остаток бывает двух видов – условно говоря, «плохой» и «хороший». Эти образования отличаются и по химическому составу, и по структуре, и по влиянию на сам продукт. Давайте разберемся, в чем отличие между этими двумя категориями.

«Хороший» осадок

Если вы обнаружили на дне бутылки нечто, напоминающее мелкое битое стекло или песок, не спешите обвинять производителя в поставке некачественного товара. Такие кристаллы, или винный камень, как называют их в народе, возникают в винных продуктах из-за ряда совершенно естественных причин.

Прежде всего, кристаллические образования могут быть результатом химических реакций винной кислоты и спиртов во время брожения и созревания напитка. Вследствие довольно непростых процессов, без которых невозможно формирование уникального «букета» вкуса и аромата, из винной кислоты, которая содержится в винограде, через некоторое время выделяются затвердевшие кристаллики калия и кальция. Для натуральных выдержанных вин, которые хранятся пять или шесть лет, такое явление вполне естественно. Осадок в вине в виде кристаллов не является вредным, никак не влияет на вкусовые качества продукта и даже служит показателем натуральности. Конечно, топовые бренды стараются постоянно совершенствовать технологии фильтрации, чтобы винный камень не портил презентабельность напитка, однако даже лучший алкоголь самых известных марок не застрахован от его появления.

Знаете ли вы? Элитные вина провинции Бордо фильтруются очень мало, поэтому наличие в них большого количества винного камня – показатель натуральности и качества.

«Плохой» осадок

Если вы заметили муть в молодом винце, тут уже есть повод задуматься. Скорее всего, такой осадок будет иметь вид хлопьев серого, красноватого или желтоватого цветов. Это не что иное, как остаток винных дрожжей, отмерших бактерий и других продуктов брожения, встречающийся чаще всего при домашнем винодельчестве. Сам по себе он не опасен, однако при долговременном контакте с напитком может существенно испортить его вкусовые качества.

  • А вот если такие хлопья вы обнаружите в напитке, купленном в магазине, знайте: эту бутылку лучше обойти стороной. Причин появления микробиологических дрожжевых остатков может быть всего две: либо бутылка была закупорена негерметично, что привело к повторному брожению, либо на производстве могла быть нарушена технология изготовления. В таком случае «брак» в виде осадка должен остаться во всей парии.
  • В некачественном продукте в качестве консервантов могут использоваться различные химические составы, например диоксид серы (Е220), которые также имеют свойство приобретать вид твердых скоплений различных оттенков.
  • К помутнению вина приводят и нарушение правил транспортировки и хранения, например резкая смена температур или долгое пребывание на морозе.
  • Очень темный, почти черный винный осадок говорит о прогоркании и других болезнях вин. Напиток мутнеет, его вкус приобретает уксусный оттенок.

Виды вина

Камень может с одинаковой вероятностью образоваться как в белом, как и в красном вине

Виноделы всего мира обнаруживают его и в сухих, и в сладких напитках, а иногда – даже в игристых, но это скорее исключение.
Осадок в красном вине – неважно, что это такое, кристаллы или дрожжи – имеет красноватый или бордовый оттенок. В красных сухих винах кристаллы всегда большого размера, остроугольные, темно-бордового цвета.

Кристаллический осадок в белом вине, как правило, прозрачен, если речь идет о —сухих винах—. В сладких же он будет скорее желтоватого оттенка и напоминает мелкую манную крупу.

Существуют сорта, более других склонные к появлению винного камня – к таким, например, относят Cabernet Sauvignon и Merlot. Эти вина разливают в емкости особого типа («бордосские бутылки»), которые возле горлышка имеют специальные «плечики», препятствующие попаданию осадка в бокал. Бутылки с плавным переходом к горлышку называются «бургундскими», и в напитках, разлитых в них, наличие большого количества винного камня не предполагается.

Получение сладких напитков из готового вина

Когда домашнее вино выбродило, приобрело прозрачность, на его основе можно делать полусладкие и сладкие вина. Превращения сухого винного происходят с помощью подслащивания. Главная задача, правильно рассчитать, сколько добавить сахара, чтобы получить напиток с необходимыми параметрами.

Технология подслащивания очень проста: отмеряют необходимое количество сахарного песка и добавляют его в напиток.

Это можно сделать двумя способами.

  1. Положить сахар в чистый холщовый мешочек, подвесить его в верхней части ёмкости с вином (притопить), держат до его растворения. Как правило, таким способом процедуру проводят, когда напиток находится в большой ёмкости, например винной бочке.
  2. Для небольших объёмов в кастрюлю (эмалированную) насыпают нужное количество сахара, заливают его вином, которое предварительно слили из ёмкости, и тщательно размешивают. Когда он полностью растворится, сладкую смесь заливают ёмкость с вином.

После такой сладкой процедуры вино становится не только сладким, но более устойчивым к различным винным болезням.

Подслащённый напиток, как правило, негармоничен, он сохраняет типичные особенности молодого вина из винограда, вкус у него грубоват. Чтобы напиток набрал свой вкусовой букет и аромат, вино нужно выдержать.

Сладкие вина рекомендуют выдерживать не в прохладном подвале, а при комнатной температуре. В таких условиях необходимые превращения в вине ускоряются значительно. Только после выдержки вино из винограда считают созревшим и подают к столу.

Добавляем сироп

Ещё один способ получения ароматных десертных напитков. Готовый винный материал (качественный) разливают в чистую тару, укупоривают герметично, отправляют на хранение прохладное место. Перед употреблением в винную заготовку добавляют заранее подготовленный сироп.

Для сиропа понадобится литр сока из ягод винограда и 800 граммов сахара. Сахарный песок заливают соком, нагревают на слабом огне до его растворения. Готовый сироп разливают в небольшие порционные бутылки (0,25 л). Их закрывают стерильными пробками, пастеризуют при 70–75° 15 минут. Чтобы сироп получился ароматным, раздавленные ягоды винограда слегка прогревают в эмалированной кастрюле, а затем отжимают сок. Пробки на бутылочках с сиропом рекомендуют залить парафином.

Добавляют сироп в вино перед потреблением. Сколько его добавить в винную заготовку, определяют исходя из вкусовых предпочтений. Рекомендуют приторно 1/2 стакана на литр виной заготовки.

СУХОЕ ВИНО

Столовым (сухим) вином называется легкое, слабоградусное вино (не свыше 12°), не содержащее сахара (выбродившее «насухо»). Хорошее столовое вино должно обладать легким сортовым ароматом, мягким гармоничным вкусом с приятной кислотностью. Ягоды с тяжелым сильным и резким ароматом для приготовления столовых вин непригодны. Например, малина является прекрасным сырьем для приготовления десертных вин, а для столовых вин она не годится. То же относится к землянике, рябине и к тем сортам крыжовника, которые обладают сильным специфическим ароматом, например, Черный негус, Мускатный и другие.

Лучшие столовые вина получают из винограда, яблок, вишни, белой смородины и особенно из некоторых сортов крыжовника, например Английского желтого, Английского зеленого. Из красной смородины можно готовить столовые вина, но по качеству они несколько хуже. Неплохое сухое вино получается из ревеня.

При изготовлении столового вина многие процессы те же, что и при приготовлении десертного вина. Все, что изложено в отношении сбора, мойки, дробления плодов, нагревания мезги, прессования и осветления относится также и к приготовлению столовых вин. Брожение на мезге не рекомендуется. Подготавливать к прессованию мезгу культур, трудно отдающих сок, лучше по второму способу (нагревание мезги).

В столовом виноделии при улучшении состава плодовых и ягодных соков путем разбавления водой для понижения кислотности, необходимо сообразовываться с условиями приготовления вина. Нужно учесть, что вина из яблок при брожении теряют до 2 г кислоты на 1 л воды. Вина из крыжовника теряют меньше кислоты во время брожения, а в винах из смородины кислотность не падает. Нельзя сильно снижать кислотность столовых вин, так как слабоградусные вина с низкой кислотностью плохо бродят и легко портятся (табл. 7).

Все необходимое количество сахара растворяют в воде и вносят в сок до начала брожения. Сок с водой и сахаром наливают в баллон или бочонок на 3/4 их объема, туда же немедленно добавляют 2% закваски дрожжей и 0,3 г на 1 л смеси хлористого аммония.

Очень важно проследить, чтобы закваска была в стадии бурного брожения. После внесения закваски посуду с соком, оставленным на брожение, закрывают ватным шпунтом и изолируют от прямых солнечных лучей

На второй или на третий день после внесения закваски сок начинает бурно бродить.

Таблица 7

КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ И САХАРА, ДОБАВЛЯЕМЫХ К 1 Л ЧИСТОГО СОКА (В Г)

* ()

Брожение является главнейшим процессом при изготовлении столовых вин. Качество получаемого вина во многом зависит от правильности проведения брожения. Одним из главных факторов, влияющих на качество вина, является температура брожения. Температуру сусла, поставленного на брожение, необходимо довести до 18-20°. В продолжение всего периода брожения необходимо следить, чтобы температура не повышалась. Более высокая температура способствует развитию уксусных и молочный бактерий.

Бурное брожение обычно продолжается 4-5 дней, после окончания бурного брожения необходимо сменить ватный шпунт на водяной затвор и сразу же начать долив посуды, в которой бродит вино. Доливать нужно вином того же сорта, каждые 2-3 дня с таким расчетом, чтобы за 10 дней посуда была долита вином. При доливе водяной затвор снимают, а затем вновь устанавливают на место. В дальнейшем вино доливают по мере надобности, но не реже 1 раза в неделю.

Вино, которое используют для доливок, должно быть совершенно здоровым на вкус.

Если вино не доливать, а оставлять в неполной посуде, то оно может испортиться, покрыться винной цвелью или превратиться в уксус.

После бурного в вине идет тихое брожение (около 1 1/2 месяцев). В течение этого времени остатки сахара в вине превращаются в спирт и углекислый газ. Сахар на вкус не должен ощущаться. В этот же период вино постепенно осветляется, и к концу тихого брожения его необходимо снять с осадка. Если продержать вино долго на осадке, оно может приобрести неприятный дрожжевой привкус. Фильтрации лучше избежать. Вино наливают в бутылки или баллоны до половины горлышка. Посуду плотно укупоривают распаренной корковой пробкой, заливают смолкой и наклеивают этикетку с названием сорта и года изготовления. Если вино разлито в бутылки, то их хранят лежа при температуре от 2 до 15°. При более высокой температуре оно легко подвергается порче и заболеванию.

Технологические приемы и контроль

Углекислотную мацерацию иногда считали приемом приготовления вина, позволяющим обходиться без сульфитации винограда. В действительности же опыт виноделов во многих районах   (Кот-дю-Рон,   Шатонеф-дю-Пап, Кот-де-Прованс, Лангедок и др.) показал, что для задержки развития бактерий целесообразно проводить сульфитацию во время загрузки чанов. Рекомендуемые дозы колеблются от 3 до 8 или 10 г/гл. В этом случае сернистый ангидрид добавляют в виде сернистого раствора по мере наполнения чана. Сульфитация в конце приготовления вина, когда завершаются спиртовое и яблочно-молочное брожение, всегда дает положительные результаты. С другой стороны, в районах, где кислотность винограда низкая (например, Шатонеф-дю-Пап), с самого начала анаэробного брожения на мезге практикуют подкисление винной кислотой (от 50 до 150 г/гл). Следует также думать о том, как компенсировать снижение кислотности, вызванное разложением яблочной кислоты, происходящим без одновременного образования молочной кислоты. Получаемое таким образом понижение рН повышает устойчивость этих вин к бактериям. Подсахаривание сусла, когда это необходимо и когда это разрешается делать, проводят сразу же после прессования. Избыток сахара сбраживается тем лучше, чем больше останется к этому времени восстанавливающих сахаров и чем активнее будут дрожжи. Действительно, сахар следует сбраживать быстро, чтобы избежать воздействия бактерий яблочно-молочного брожения, иногда достигающих большого числа к концу мацерации. Перекачивание бродящего сусла, которое отбирают из нижней части чана и направляют в верхнюю часть, активизирует спиртовое брожение, но в какой-то мере способствует раздавливанию ягод; это перекачивание также вызывает аэрацию и уменьшает внутриклеточное брожение. Как и при любом другом методе производства вина, для нормального хода процесса необходимы периодический контроль и наблюдение. Например, часто определяют полноту анаэробиоза атмосферы в чане по угасанию пламени; измеряют и записывают температуру и плотность жидкой фазы. Сусло контролируют также путем анализов и изучением его образцов под микроскопом.

Какой осадок бывает в вине?

Осадок можно наблюдать не всегда. Например, в молодом алкоголе он встречается реже, чем в старом и выдержанном и будет выглядеть по-другому. Для таких молодых вин характерно явление, когда остатки красящих веществ оседают на стенках емкости, где продукт проходил выдержку. В таком случае опасности осадок не представляет.

В сухих сортах – это касается как белого, так и красного – часто можно заметить игольчатые кристаллики. В сладких и десертных винах оседают небольшие неровные чешуйки. Старые сладкие вина, которые долго зрели в бочках в винных погребах, дают осадок в виде муциновой и сахарной кислот, выпадающих на дно крупным песком.

Как правильно снимать вино с осадка

В самом простом варианте требуется только наличие шланга или прозрачной мягкой трубочки, (например, от капельницы) длиной 1-2 метра и диаметром 0,5-1,5 см. Методика основа на законе соединяющихся сосудов, аквариумисты называют это «сифоном».

Технология

  1. За 3-5 дней до предполагаемого окончания брожения бродильную емкость желательно приподнять над полом на высоту 30-60 см, поставив на скамейку, табурет или другую возвышенность. Если двигать емкость непосредственно перед фильтрацией, то часть осадка приподнимется и фильтрация будет менее эффективной.
  2. Снять гидрозатвор или открыть крышку. Опустить в вино один конец трубки, но не ближе, чем на 3 см к слою осадка.
  3. Через другой конец трубки подсосать вино (как бензин из бака), затем опустить второй конец в чистую, простерилизованную емкость. Желательно, чтобы высота падения слитого вина была максимальной (располагать второй конец трубки как можно ближе к горлышку), это способствует «проветриванию», что улучшает аромат и удаляет остатки углекислого газа. Непродолжительный контакт с кислородом не повредит.
  4. Постоянно контролировать процесс, не давая трубке коснуться осадка.
  5. Желательно наполнять емкости с отбродившим вином доверху, чтобы минимизировать контакт с кислородом. Герметично закрыть, перенести в темное помещение с температурой 5-16°C.
  6. Следить за появлением осадка (проще всего просвечивать дно фонариком). При необходимости (слой 2-5 см) повторить процедуру сначала.

Чтобы уменьшить потери вина, при первом сливе (после брожения) осадок можно профильтровать через плотную ткань, несколько слоев марли или фильтр для кофе. Для этого достаточно взболтать осадок и пропустить через ткань, марлю или фильтр. Успех зависит от плотности материала. Можно повторить процесс 3-4 раза.

Смешивать слитое через трубочку и отфильтрованное с осадка вино не советую, поскольку у напитков разное качество. Второе вино лучше держать в отдельных емкостях и выдерживать как обычно, или же пастеризовать и закрепить водкой (спиртом), получив что-то похожее на портвейн.

В процесс изготовления вина, практически всегда, входит его очищение от осадка. Этот этап достаточно противоречивый, каждый винодел считает один способ очистки приоритетнее и эффективнее другого. Некоторые, придерживаются мнения, что вино – это живой организм. Отделение от осадка лишает его сущности и содержания. Ниже, можно ознакомиться как происходит процесс снятия с осадка виноградного, яблочного или иного вина, как часто нужно проводить фильтрацию и возможные способы.

Как лучше процедить вино в домашних условиях: покупные приспособления

Все виноделы стремятся к идеальному цвету своего творения

Для того чтобы этого добиться, необходимо оказать должное внимание процессу цежения. Он еще называется фильтрацией

Некоторые используют для этого покупные приспособления, которые намного упрощают работу. К ним относятся следующие агрегаты:

  • мембранные фильтры. Приспособления этого типа построены таким образом: мембраны размещены в несколько слоев, через которые процеживается жидкость. Данный вид фильтрации позволяет сохранить все вкусовые качества напитка, поскольку он не поддается температурной обработке;

  • фильтр-пресс. Приспособление эффективно помогает избавиться от осадков и при этом сделать цвет вина чище;

  • лентикулярные фильтры. Они имеют некоторую схожесть с предыдущим агрегатом, но их использование актуально перед мембранной очисткой.

Но, несмотря на такой большой выбор специальных атрибутов, существуют и домашние приспособления, которые помогут процедить напиток.

Как очистить домашнее виноградное, яблочное и абрикосовое вино

Нужно знать о том, как очистить домашнее виноградное вино с помощью простых и доступных всем средств. Например, перед тем как очистить яблочное вино, которое выдерживается в стеклянной посуде, рекомендуется не реже 1 раза в месяц переливать. Чем чаще его переливать, тем больше вино будет проветриваться и тем лучше очищаться и осветляться.

Если вино выдерживать в деревянных бочонках, то его можно реже переливать, т. к. в деревянной посуде имеются поры и вино проветривается через эти поры. Переливки вина во время дображивания производятся с целью очистки вина от оседающего на дно посуды осадка, который мог бы придать вину горечь, и для проветривания вина.

Последнее очень важно, ибо оно ускоряет выпадение растворенных в вине веществ, способных впоследствии замутить вино. Поэтому, чем чаще вино переливают и проветривают, тем более оно очищается и становится прозрачным

Если вино держится в стеклянной посуде, то переливки и проветривание следует производить через 1 месяц и даже чаще, ибо чем больше будет сделано переливок, тем полнее вызреет вино и тем полнее выпадут из него все мутящие его вещества. Перед тем, как очистить абрикосовое вино, нужно его профильтровать от сивушных масел.

Переливки стараются производить так, чтобы вино лилось тонкой длинной, сильно разбрызгивающейся струйкой, для лучшего проветривания его; слитое при переливках вино вливается в чисто вымытую посуду, по возможности до самой пробки.

Вино из вишни, малины, черной и красной смородины, рябины в процессе приготовления хорошо осветляется и приобретает полную прозрачность. Такое вино аккуратно снимают с осадка, и оно не нуждается в дополнительной обработке. Оставшуюся часть вина с осадком сливают в отдельную посуду и подвергают дополнительной обработке. В дополнительной обработке нуждаются также вина из слив, яблок, крыжовника и некоторых других видов сырья.

Дополнительная обработка вина включает обработку теплом, холодом, оклеивание и фильтрацию.

ПОДГОТОВКА СЫРЬЯ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ВИНА

Сбор, мойка и дробление плодов и ягод для приготовления вина ни чем не отличаются от этих процессов при получении соков.

ПОДГОТОВКА МЕЗГИ. Способ обработки мезги для приготовления вина зависит от консистенции сока.

Первый способ. В мезгу таких плодов, у которых консистенция сока жидкая (вишня, белая и красная смородина), немедленно после дробления добавляют воду в количестве 200-300 г на 1 кг мезги. Мезгу перемешивают с водой и тотчас же прессуют для извлечения сока. Количество воды, внесенной в мезгу, записывают.

Второй способ. Мезгу таких плодов, у которых консистенция сока густая (черная смородина, крыжовник, малина, черника, сливы), для облегчения прессования и более полного извлечения ароматических и красящих веществ нагревают перед прессованием в эмалированном тазу при температуре 60° в течение 30 мин. В таз предварительно наливают подогретую до 70° воду (300 г воды на 1 кг мезги). После нагревания мезгу в горячем состоянии прессуют. Количество воды, внесенной в мезгу, записывают.

Третий способ. Одним из лучших способов подготовки мезги является подбраживание ее перед прессованием. В этом случае подогревать мезгу, за исключением мезги из айвы японской, не нужно. Можно подбраживать мезгу любых ягод, но главным образом необходимо подбраживать мезгу черной смородины, айвы, крыжовника, черники, яблок, слив и т. д. Мезгу айвы японской перед подбраживанием рекомендуется подогреть с водой до 60° а затем остудить до 24°.

Раздробленную мезгу выливают в соответствующую по емкости посуду: эмалированное ведро, стеклянный баллон с широким горлом, дубовую кадочку. Туда же добавляют воду, подогретую до 24°, из расчета 250 г воды на 1 кг мезги и четырехдневную закваску винных дрожжей. Количество внесенной воды записывают. Посуда должна быть заполнена мезгой на 3/4 объема. Мезгу перемешивают.

Посуду покрывают чистым полотенцем и оставляют для брожения в помещении с температурой около 20-22°. На другой день должно начаться брожение. Мезга будет подниматься выделившейся углекислотой кверху, образуя над суслом шапку. Поднявшуюся шапку мезги необходимо несколько раз в сутки перемешивать. Если этого не делать, мезга может закиснуть и все вино превратиться в уксус. Через 2-3 дня мезгу прессуют.

Несмотря на то, что этот прием сложен и требует большого внимания, он значительно повышает качество вина. Во время брожения мезги спиртом, образующимся при разложении сахара, извлекаются находящиеся в кожице и около нее красящие и ароматические вещества.

Таким образом, вино, приготовленное на сброженной мезге, намного ароматичнее, более интенсивно окрашено и экстрактивно.

Четвертый способ. Применим только для рябины. Мезгу рябины перед прессованием настаивают с водой в течение суток при температуре 10-12°. Высушенную рябину настаивают 3-4 дня. Для сухой рябины воды нужно брать в 3 раза больше, чем для свежей. Количество вносимой воды записывают.

ПРЕССОВАНИЕ. Если прессование проводилось на прессе в несколько приемов, то вытекающий сок всех фракций различен. Вначале из-под пресса без нажима вытекает сок-самотек, после нажима — сок первого давления, затем мезгу вынимают, добавляют в нее немного воды, перемешивают, снова отжимают и получают сок второго давления. Сок второго давления содержит меньше сахара и кислот, чем первого, но в нем много ароматических веществ. Для приготовления вина следует использовать соки всех фракций вместе. Сок с водой из-под пресса уже носит название сусло. За неимением пресса для приготовления вина, так же как и при производстве соков, сок можно извлекать и руками через мешочек. Можно отжимать мезгу и на любом приборе, (соковыжималка и др.), но качество вина будет хуже.

Примерный выход чистого сока (без воды) из 10 кг различного сырья следующий (в л):

Характер и виды

Рассматривая бутылку с будущей покупкой, надо быть очень внимательным. Осадок бывает разным. Одни разновидности опасны, а другие совершенно безобидны и даже свидетельствуют о том, что технология производства соблюдалась с максимальной точностью.

Осадок делится на подвиды:

  • микробиологический;
  • физико-химический.

Первый – это и есть непонятные хлопья, всплывающие со дна, если потрясти или перевернуть бутылку. Они могут быть серо-красного или серо-желтого цвета с различными оттенками. Если вы обнаружили в бутылке с вином такой «сюрприз», лучше не покупайте ее. Это явление свидетельствует о нарушении технологии производства напитка, либо о том, что его хранили без соблюдения необходимых температуры, влажности и других параметров.

По сути, это остатки продуктов брожения. В домашнем вине такие остатки еще допустимы – от них можно избавиться путем фильтрации, но промышленные напитки в этом отношении должны быть «чистыми».

Прозрачные кристаллики – это винный камень. Это физико-химический осадок, представляющий собой соли калия или кальция. Он безвреден. Некоторые производители даже разливают свою продукцию в специальную воронкообразную тару, так как знают, что со временем образуется осадок.

Иногда можно наблюдать твердые соединения, непрозрачные, похожие на мелкие речные камешки – остатки диоксида серы. В принципе, тоже ничего страшного, но вино нужно слить с осадка.

Осадок может образоваться в любом вине. Чаще всего он появляется в домашних фруктовых алкогольных напитках. Но вполне вероятно, что вы увидите осадок в покупных спиртных напитках – в сухом, полусухом или десертном вине, причем вне зависимости от того, красные или белые сорта винограда пошли на его изготовление. Крайне редко осадок встречается в шампанском.

Как часто нужно проводить фильтрацию?

Она зависит от исходного сырья и температуры, при которой выдерживается вино. Стандартные правила частоты фильтрации следующие:

  • Первая – после формирования на дне осадка, слой которого достигает 2-5 см.
  • Вначале созревания фильтрация проводится раз в две недели, затем, период увеличивается и достигает 25-40 дней.
  • Снятие с осадка проводится до полного исчезновения хлопьев.
  • В среднем, процедура проводится от трех до пяти раз.
  • Очищение уже готового и разлитого вина – не практикуется. Винный камень, образующийся на дне при длительном хранении, никак не влияет на вкус напитка. Для придания более эстетичного вида, камень удаляется путем декантирования (переливания из бутылки в графин).

Некоторые считают, что достаточно одного процеживания через мелкий фильтр. Другие, что необходимо провести несколько этапов, постепенно уменьшая размер отверстий. Как поступить – выбор каждого.

Правильно выбрать способ фильтрации, можно исходя из основных ингредиентов вина, сроков его созревания и выдержки

Немаловажно и «чутье» винодела, его подход к выбору правильного решения

Для того, чтобы алкогольный напиток, созданный в домашних условиях, не пришел в негодность – то есть не приобрел горьковатый вкус – опытные виноделы точно представляют, когда сливать вино с осадка.

Во время брожения переработанные дрожжи опускаются на дно тары и образуют неплотный слой осадка. Спустя некоторое время они подвергаются процессу гниения и начинают разлагаться, а это несомненно отразиться на вкусовых характеристиках алкоголя

Исходя из этого факта снятие вина с осадка считается важным этапом, который выполняют с большой осторожностью, а самое главное – вовремя

На заводах-производителях процесс происходит при помощи специализированного оборудования, а в домашних условиях часто применяют тонкого шланга из резины и лоскут плотной ткани.

Ссылка на основную публикацию